Воскресенье, 27.07.2025, 00:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2014 » Март » 2 » Программа развития территории Зайсанского район
09:54
 

Программа развития территории Зайсанского район

^

2.2.2. Социальная сфера

2.2.2.1 Образование


С 2007 по 2009 годы в сфере образования велась работа по реализации Государственной программы развития образования на 2005-2010 годы, районной программы по капитальному ремонту и укреплению материально-технической базы организаций образования на 2005-2007 годы, в рамках которых осуществлялись мероприятия по обеспечению доступности и качества образования, развитию образования сельской местности.

Приняты меры по сохранению и расширению сети дошкольных организаций, обеспечению доступности предшкольной подготовки пяти и шестилетних детей. В 2009 году в районе функционировало 3 детских садика и 24 мини-центра. Охват дошкольным образованием составил 63,4% (1882 детей) от общего числа детей дошкольного возраста. Сеть детских садов по сравнению с 2007 годом не увеличилась, открыто 21 мини-центров, количество мест в них возросло в 12,2 раза, в 2010 году открыты 2 частных детских сада на 60мест.

Охват предшкольной подготовкой детей 5-6-летнего возраста составил 100%.

Вместе с тем в районе зарегистрировано 480 заявлений на получение мест в дошкольных организациях. Наибольшая потребность в местах наблюдается в городе Зайсане (62,5%). (табл.7)

(табл.9)

^ Динамика развития сети дошкольных организаций


Кол-во ДДУ

Кол-во мини-центров

Охвачено детей ДДУ

Охвачено детей МЦ

Общий охват детей %

Наличие очередности, чел на 1.01. 10г.

2008г

2009г

2008г

2009г

2008г

2009г

2008г

2009г

2008г

2009г

3

3

17

24

269

275

864

919

49,5

63,4

480


33,3% дошкольных организаций расположены в приспособленных зданиях, не обеспечены горячей водой, во всех дошкольных организациях имеется канализация.

На укрепление материально-технической базы дошкольных организаций с 2007 по 2009 годы выделено 2,975 млн.тенге.

Велась работа по подготовке перехода на 12-летнее среднее общее образование, путем укрепления материальной базы школ, создаются условия для обеспечения полного охвата детей школьного возраста обучением.

В 2009-2010 учебном году функционировало 30 государственных организаций среднего общего образования.

В районе сохраняется тенденция снижения числа общеобразовательных школ и уменьшения контингента, учащихся ввиду демографических и миграционных процессов. Вследствие закрытия начальных школ из-за отсутствия контингента отмечается снижение количества общеобразовательных школ, в 2010-2011 учебном году – на 1 школу.

Контингент учащихся в период с 2007 по 2009 гг. сократился на 595 человек. (табл.10)

^ Динамика изменения сети государственных дневных общеобразовательных школ в 2007-2009 годах

Табл.10

2007г.

2008г.

2009г.

кол-во ед.

контингент, чел.

кол-во ед.

контингент, чел.

кол-во ед.

контингент, чел.

30

7521

30

7157

30

6926



Все школы в районе компьютеризированы. Обеспеченность компьютерами общеобразовательных школ в 2009 году составила 12,6 учащихся на один компьютер. К широкополосному Интернету подключено 17% школ.

Остается недостаточным оснащение материально-технической базы школ предметными кабинетами и оборудованием. Так в 2009 году оснащение мультимедийными кабинетами составило – 41,4%, физики – 57,7%, химии – 19,2%, биологии – 23,1%. (табл.11)

^ Динамика оснащенности школ предметными кабинетами

и оборудованием в 2009 году

Табл.11


мультимедийные

кабинеты

кабинеты физики

кабинеты химии

кабинеты

биологии

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

12

41,4

15

57,7

5

19,2

6

23,1


В районе наблюдается износ зданий, в основном построены в 80 годы, 4 школы или 13,3% от общего количества находятся в приспособленных помещениях, аварийных школ нет.

В ходе реализации программы «Дорожная карта» в 2009 году произведен капитальный ремонт 5 объектов образования на сумму 59,184 тыс.тенге, в том числе из республиканского бюджета - 43,8 млн.тенге.

В школах района работают 837 педагогических работников, из них в сельской местности – 64,9%. В силу малой привлекательности и низкой оплаты труда недостаточен приток молодых педагогов в школы. Это обуславливает старение педагогических кадров, в школах района работает учителей пенсионного возраста 7, прибыло 16 молодых специалистов

Результат сдачи Единого национального тестирования в районе составил в 2009 году 85,2 балла, с ростом на 14 баллов по сравнению с показателем 2007 года.

В районе проживают 77 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые переданы под опеку (попечительство).

В районе отсутствует оздоровительный лагерь для детей из малоимущих и неблагополучных семей.

Для оценки состояния сферы образования проведен SWOT-анализ:

^ Сильные стороны:

- увеличение сети детских садов и открытие мини-центров;

- рост охвата детей дошкольными организациями;

- ежегодный рост показателя ЕНТ;

- повышение качества профессионального уровня учителей.

^ Слабые стороны:

- нехватка учреждений дошкольного образования (36,6% не охвачены);

- сокращение контингента учащихся школ вследствие демографичеких и миграционных процессов;

- недостаточное материально-техническое оснащение организаций образования, в т.ч. технологическим оборудованием школьных столовых;

- недостаточный уровень развития учреждений дополнительного образования.

Угрозы:

- ежегодная тенденция сокращения контингента учащихся и уменьшения количества полнокомплектных школ и рост сельских малокомплектных школ.

Возможности:

- внедрение электронного обучения.

- увеличение охвата детей дошкольного возраста детскими садами.

- укрепление материальной базы школ.

- рост профессионального мастерства педагогических кадров.

- повышение качества образования.

- введение профильного обучения.

2.2.2.2. Здравоохранение


За период с 2007 по 2009 годы в районе отмечается положительная динамика демографической ситуации: повышение уровня рождаемости населения с 17,4 (2007 год) до 19,0 (2009 год) на 1000 населения; снижение показателя смертности в 2009 году до 7,6 (2007 год- 8,8) на 1000 населения (рис. 1); увеличение коэффициента естественного прироста населения в 2009 году до «+ 10,8, против « +8,6» (2007год) на 1000 населения. (рис.11)


^ Динамика рождаемости и смертности по Зайсанскому району ВКО

Рис. 11

Демографическая ситуация в районе имеет позитивный характер: рождаемость района 19,0 по итогам 2009 года выше областного (16,76); смертность 7,6 ниже областного показателя 11,72.

В районе тип возрастной структуры населения – стационарный, но с начальными признаками регрессии (детское население 22,2%, 50 лет и старше 28,6%), как и население района в демографическом отношении имеет тенденцию к старению за счет низкого удельного веса молодежи.

Данная ситуация отражается и на уровне ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин в района: в 2009 году показатель увеличился и составил – 65,9, против 65,3 в 2007 году, что ниже областного показателя – 67,2;

Экология региона оказывают отрицательное воздействие на здоровье населения, кроме того, приграничный характер района и активные миграционные процессы также оказывают влияние на здоровье населения.

В районе женщин фертильного возраста составляет около 22%, сохраняет низкий уровень здоровья женщин и детей и проблема репродуктивного здоровья. Материнская смертность в 2007 году – 1 случай, а в 2008 - 2009 годах не зарегистрирована.

Показатель младенческой смертности по району в динамике по сравнению с прошлым годом отмечается рост показателя с 26,7 (2008 год) до 29,1 на 1000 родившихся живыми в 2009 году, в связи с введением международных критериев живо - и мертворождения в 2008 году (рис.12).


^ Динамика материнской и младенческой смертности по Зайсанскому району ВКО



Рис. 12


Основными причинами младенческой смертности являются состояния, возникающие в перинатальном периоде. Второе место в структуре младенческой смертности занимают врожденные патологии, что свидетельствует о недостаточном уровне проводимой ранней диагностики (скрининг беременных на предмет выявления врожденных патологий), неблагополучной экологической ситуации в целом в области и в районе.

В районе за последние 3 года отмечается снижение заболеваемости населения на 53750,3 в 2007 году до 46710,3 в 2009 году, данный показатель ниже областного показателя 67563,2.

Превышение районного уровня отмечается по многим классам заболеваний: болезни органов дыхания, мочеполовой системы, системы кровообращения.

За прошедшие годы наблюдается снижение показателей распространенности и смертности населения от социально-значимых заболеваний.

В районе отмечается снижение показателя заболеваемости туберкулезом со 92,0 в 2007 году до 83,5 в 2009 году на 100 тысяч населения, ниже областного показателя 121,3 (рис. 13).

^ Заболеваемость туберкулезом по району и ВКО

(на 100 тыс. нас.)



Рис.13

Отмечается увеличение смертности от туберкулеза: с 5,2 в 2007 году до 7,6 в 2009 году на 100тысяч населения, но ниже областного показателя 21,1(рис. 14).

^ Показатель смертности от туберкулеза по ВКО и РК

(на 100т. нас.)

Рис. 14


Отмечается увеличение удельного веса заболевших из числа неработающих и социально дезадаптированных групп, отмечается рост заболеваемости с лекарственной устойчивостью.

В 2009 году туберкулез среди детей не зарегистрирован, подростков – 1 случай – 36,8.

В районе отмечается рост показателя заболеваемости злокачественными новообразованиями с 128,8 в 2007 году до 135,7 в 2009 году на 100 тысяч населения, но ниже областного показателя - 264,4 (рис. 15).

^ Заболеваемость злокачественными заболеваниями по району и ВКО

(на 100тыс. нас.)



Рис. 15


В районе отмечается увеличение смертности от злокачественных заболеваний с 96,2 в 2007 году до 98,2 в 2009 году на 100 тысяч населения, но ниже областного показателя -153,0 (рис.16).

Осуществляются профилактические осмотры населения, направленные на выявление заболевания на ранних стадиях, с внедрением новых методов диагностики на амбулаторном уровне.

^ Смертность от злокачественных новообразований по району и ВКО

(на 100 тыс. нас.)



Рис. 16


Среди болезней населения наряду с социально-значимыми болезнями наибольшую значимость представляют болезни системы кровообращения.

Для формирования здорового образа жизни усилена профилактическая направленность отрасли, увеличивается охват отдельных категорий населения профилактическими осмотрами, реализуются меры по повышению физической активности граждан и в первую очередь детей.

За последние 3 года в районе ВИЧ инфекция не зарегистрирована.

На начало 2010 года сеть здравоохранения района представлена 2 больничными организациями.

Амбулаторно-поликлиническую помощь населению района оказывают 9 организаций, в том числе 9 государственной формы собственности.

Доврачебную помощь населению района оказывают 1 ФАП, 12 медицинских пунктов (далее- МП), 12 медицинских работников без содержания помещения (далее- МРБП), которые нуждаются в выделении помещений для функционирования их как полноценные МП.

Обеспеченность населения района койками по государственным лечебно-профилактическим организациям в 2007 году составило 45,8, в 2009 году – 43,3 на 10000 населения, что ниже показателя по области – 71,4 в 2009 году (рис. 17).


^ Обеспеченность койками по району и ВКО (на 10 тыс. нас.)



Рис. 17

Получила развитие стационарозамещающая помощь, при амбулаторно-поликлинических организациях функционируют 44 койки дневного стационара; В связи с увеличением планового объема оказываемой помощи на 3 раза, необходимо обеспечить штатными единицами медицинского персонала с соответствующим финансированием. Обращаемость населения за услугами скорой медицинской помощи в 2009 году выросла до 11223 случаев. Увеличились вызова по поводу несчастных случаев на 2,7%, внезапных состояний на 4,5%. Интенсивный показатель обращаемости населения за скорой медицинской помощью на 1000 жителей составил 279,8 в 2009 году, против 288,7 в 2007 году, что ниже областного показателя 450,0. Расходы на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи возросли с 276023,06 тыс. тенге в 2007 году до 335333,847 тыс. тенге в 2009 году (рис. 18) остается недостаточным для устойчивого развития здравоохранения района.

^ Расходы на здравоохранение и ГОБМП по району
(тыс.тенге ГОБМП)




Рис. 18

Серьезной проблемой остается вопрос обеспечения здравоохранения района квалифицированными кадрами. По состоянию на 01.01.2010 года количество врачей - 79, средних медицинских работников - 227 человек. Дефицит кадров на конец 2009 года составил 12 врачей, в том числе по селу - 7 врача. В 2009 году прибыли на работу в район 8 врачей, из них молодых специалистов 6, выбыло по разным причинам 7 врачей. (рис.19)


^ Обеспеченность врачами и средними медицинскими работниками по району (гос.структуры)



Рис.19


Наблюдается тенденция «старения» врачебных кадров: лица в возрасте старше 50 лет составляют – 29,5 %, до 30 лет – 10,2%. Увеличивается удельный вес специалистов, имеющих стаж более 25 лет 32 - 41,0%, что свидетельствует об уменьшении притока молодых кадров.

^ Сильные стороны:

- улучшение демографических показателей, рост рождаемости, снижение смертности, увеличение естественного прироста;

- отсутствия показателя материнской смертности;

- улучшение качества и доступности для населения медицинской помощи в рамках гарантированного объема медицинской помощи;

^ Слабые стороны:

- экологическая ситуация в регионе, эндемический район по иододефицитному состоянию и железодефицитной анемии; влияющая на состояние здоровья населения;

- высокие показатели младенческой смертности;

- дефицит врачебных кадров;

- недостаточное качество предоставляемых медицинских услуг;

- недостаточный уровень оснащенности медицинским оборудованием и типовыми зданиями медицинских учреждений

Угрозы:

- недостаточное финансирование отрасли приводит к значительному износу как медицинского оборудования, так и зданий медицинских учреждений, что снижает как своевременное диагностирование заболеваний, так и качество оказания медицинских услуг населению;

- увеличение дефицита специалистов.

Таким образом, основными проблемами здравоохранения района остаются низкий индекс здоровья женщин и детей; высокие показатели младенческой смертности; кадровые вопросы. Снизить уровень заболеваемости населения, включая заболеваемость социально-значимыми болезнями - онкологической и туберкулезом; экологические проблемы региона и малоэффективное межсекторальное взаимодействие в вопросах охраны здоровья, недостаточная ответственность к своему здоровью со стороны населения.



        1. Культура.

Деятельность объектов культуры и развития языков в Зайсанском районе за последние годы приобрела стабильно положительную тенденцию, которая выражается в повышении качества культурных услуг.

В рамках поставленных задач деятельность учреждений культуры и развития языков будет осуществляться в следующих направлениях:

-создание условий для сохранения культурного потенциала района;

-поддержка и развитие культуры района;

-обеспечение равных возможностей населению для доступа к культурным ценностям.

Объем средств, выделенных для функционирования сферы культуры в 2007-2009 гг. составил 251759,0 тыс.тг, в том числе в 2007 году - 54271,0 тыс.тг., в 2008 году – 66163,0 тыс.тг., в 2009 году – 131325,0 тыс. тенге. Сеть учреждений культуры составляет 21 единицу. С 2007 года рост сети не наблюдается. В районе действует 10 клубных учреждений, 8 библиотек, 1 музей, 1 видеомобиль.

В 2009 году библиотеки района посетило 8,4 тыс. человек, число посещений составило 86,5 тысяч человек, книговыдача – 48900 экземпляров. Фонд библиотечной системы составил 97,9 тысяч экземпляров.

В 2009 году в городе Зайсан проведены республиканский Форум молодежи некоренной национальности, владеющей государственным языком «Один язык – одно стремление», областной конкурс «Зажги свою звезду», а также 1500 различных мероприятий с охватом населения 150 тыс. человек.

Зайсанским историко-краеведческим музеем в 2009 году оформлено 10 выставок, которые просмотрело 2500 человек, было организовано 150 экскурсий с охватом 1500 человек. В 2009 году фонд музейных экспонатов пополнился на 500 экспонатов, фонды библиотек пополнились на 5500 экземпляров.

На территории города зарегистрировано 36 памятников культуры, из них 10 памятников археологии, 26-архитектуры.

Для выявления сильных и слабых сторон был проведен SWOT-анализ.

^ Сильные стороны:

- увеличение уровня посещаемости объектов библиотечной системы при неизменном количестве мест на 0,4 % в сравнении с 2007 годом.

Слабые стороны:

- отсутствие в организациях культуры технологического оборудования, отвечающего современным требованиям;

Угрозы:

- увеличение средней стоимости услуг культурных учреждений может привести к недоступности данных услуг для определенных слоев населения.

- слабое материально-техническое оснащение (нехватка музыкальных инструментов, современного оборудования, сценических костюмов) отражается на качестве услуг учреждений культуры и не соответствует растущим культурным потребностям людей.

- недостаточное финансирование для централизованного комплектования книжных фондов городских библиотек. На 1000 жителей приходится 100 новых книг.

Возможности:

- бесплатное оказание услуг для представителей социально-уязвимых групп делает услуги культуры более доступными.
^

2.2.2.4. Физическая культура и спорт


В Зайсанском районе культивируется 25 вида спорта: летние виды - 22, зимние виды – 3.

В 2009 году количество спортивных сооружений по Зайсанскому району составило 67 единиц (в том числе спортзалы общеобразовательных школ), из них 45 приходится на сельскую местность.

Количество систематически занимающихся физической культурой и спортом в районе в период с 2007 года по 2009 год увеличилось на 1,3 % и составило 3296 человек или 8,2% от общей численности населения .

В районе работают 1 стадион, 22 спортзала, из них 15 находится сельской местности, 5 стрелковых тиров, 37 футбольных, волейбольных и баскетбольных площадок. В школах района ведется секции по 15 видам спорта где занимаются 2546 учащихся. В 2009 г. в спортивной школе занимались 272 учеников, а в спорт клубе « Сайхан» - 61.

Число занимающихся лыжным спортом в 2007 году составил 60 участников, 2008 году число занимающихся составил 85 учащихся, а в 2009 году число занимающихся возросло до 102 ученика. Число групп по лыжам возросло от 2 до 5 единиц. (табл. 13)

(табл.13)

^ Динамика основных показателей развития спорта в 2007-2009 годах


п/п

Наименование показателя

2007 г.

2008 г.

2009 г.

1

Количество населения Зайсанского района, чел.

38000

39000

39800

2

Количество занимающихся физической культурой и спортом, чел

3252

3296

3296

3

Охват занимающихся физической культурой и спортом, %

8,5

8,4

8,2

4

Количество занимающихся физической культурой и спортом детей и подростков, чел

2487

2546

2546

5

Количество спортивных объектов, единиц

66

66

67

6

Количество детей и подростков, занимающихся лыжным спортом, чел.

60

85

102

7

Количество спортивных секций по лыжному спорту, ед.

2

4

5


Учитывая, интерес занимающихся спортом детей и молодежи в 2009 году в районе был создан спортивный клуб « Сайхан».

За 2009 год сборные команды района приняли участие в 7-ми областных соревнованиях, в том числе: на призы Акима Области по народным видам спорта проходивший по 19 видам спорта. Ученики спортивной школы приняли участие в турнире Ибрагима Исмаилова и в чемпионате области по вольной борьбе. Юные футболисты постоянно занимает призовые места в областном первенстве.

Ежегодно в районе организовываются и проводятся культурно- массовые и спортивные мероприятия. В 2009 г были отмечены 80- летие района, 140- летие города Зайсан. Регулярно проводятся семейные конкурсы « папа, мама и я -спортивная семья». Стало традицией проведение турниров посвященных уважаемым гражданам района. Развитию видов спорта способствуют проведение традиционных игр народного вида спорта и детских спортивных игры « Саулетай», народные игры на призы акима района, спартакиады среди инвалидов , учителей , школьников и государственных служащих. На всех этапах игр спартакиад на старт ежегодно выходят более 2,5 тыс. жителей района.

В 2008 году реконстрирован стадион, построено поле мини футбола . Имеется проектно-сметная документация на строительство спортивного комплекса ДЮСШ в г. Зайсан 2007 года.

Нехватка спортивных баз затрудняет проведению полноценных спортивных тренировок по видам спорта. А также имеется потребность увеличения количества инструкторов, методистов по спорту в каждом сельском округе.

В настоящее время потребность материально-техническая баз велик, отсутствие качественного спортивного инвентаря и оборудования не позволяют организовать на должном уровне подготовку спортивного резерва и спортсменов. Мало действующих простейших спортивных площадок и сооружений по месту жительства и в местах массового отдыха.

Для выявления сильных и слабых сторон был проведен SWOT анализ:

^ Сильные стороны:

-увеличение охвата занимающихся физической культурой и спортом;

-благоприятные климатические условия.

Слабые стороны:

-слабое оснащение материально-технической базы,

-нехватка спортивных объектов, спортзалов,

-отсутствие спортивного комплекса или спортивного «Модуля».

Угрозы:

На основании проведенного SWOT анализа выявлены основные проблемы, сдерживающие развитие физической культуры и спорта в районе:

-остро ощущается недостаток спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования на селе.

Возможности:

Создание в районе возможности для занятий физической культурой и спортом (создание площадок для волейбола, баскетбола, тенниса, хоккея с шайбой).

Открыть пункт проката по лыжам и по конькам.


2.2.2.5.Социальная защита населения.

Анализ ситуации сферы социальной защиты населения показывают положительную динамику развития сферы социального обеспечения в районе на протяжении последних 3 лет: рост выделяемых бюджетных средств, снижение численности малообеспеченных на 6,2%, ежегодный рост количества трудоустроенных безработных, снижение доли зарегистрированных безработных на 0,4 процентных пункта.

Численность экономически активного населения в 2009 году составила 20686 человек. По сравнению с 2007 годом рост на 860 человек.

За последние три года ситуация на рынке в целом складывалась таким образом, что предложение рабочей силы превышало потребность работодателей в рабочей силе. В сельской местности основной причиной дисбаланса спроса и предложения рабочей силы является практическое отсутствие вакансий.

В 2009 году в целом на выполнение всех бюджетных социальных программ с учетом трансфертов из республиканского бюджета было выделено 156837,0 тыс. тенге, что в 1,7 раза больше чем в 2007 году.

В результате реализации комплекса мер, связанных с развитием всех отраслей экономики, и социальной сферы уровень жизни значительно возрос.

По сравнению с 2007 годом численность малообеспеченных граждан сократилась на 6,2% и составила на конец 2009 года 2,3 тыс. тенге.

В 2009 году государственная адресная социальная помощь выплачена 1022 получателям, количество получателей по сравнению с 2007 годом уменьшилось на 38,8%.

Государственные пособия из малообеспеченных семей по состоянию на 1 января 2010 года выплачены 1551 семьям, которых проживают 3838 детей, что на 2,4% меньше чем в 2007 году (выплата и назначение государственных пособий детям из малообеспеченных семей началось в 2006 году).

Жилищная помощь в 2009 году выплачена 94 семьям, на аналогичную дату 2007 года жилищная помощь выплачена 52 семьям, что 1,8 раза больше чем в 2007 году, в связи с ростом стоимости тарифов на оплату коммунальных услуг и угля. Размер помощи в 2009 году в среднем составил 1255 тенге на семью (2007 год-801 тенге).

Удельный вес трудоспособного населения в составе получателей адресной социальной помощи в 2009 году уменьшился по сравнению с 2007 годом на 1,2% и составил 31,2%.

Средний размер адресной социальной помощи в 2009 году увеличился по сравнению с 2007 годам с 878 тенге до 1501 тенге.

Производится частичная компенсация оплаты коммунальных услуг, участникам и инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним в размере 5 и 2-х тысяч тенге.

На постоянной основе оказывается материальная помощь участникам ВОВ, инвалидам ВОВ, лица к ним приравненным, многодетные матери, малообеспеченные, дети инвалиды.

В районе действуют:

- в отделениях социальной помощи обслуживаются 192 человек, в том числе 91 одиноких, престарелых граждан, 101 детей с ограниченными возможностями, которых обслуживают 37 социальных работников.

На содержание отделений социальной помощи в 2009 году выделены средства в размере 13306 тыс. тенге. Сумма расходов на содержание 1 социального работника составляет 29,6 тыс. тенге.

В 2009 году 38 инвалидам выданы обязательные гигиенические средства на сумму 2086,1 тыс. тенге, а в 2007 году гигиенические средства получили 28 инвалидов на сумму 181 тыс тенге. Количество получателей гигиенических средств увеличился на 10 инвалидов и составил 35%.

Годовой подпиской на периодические издания обеспечены 47 участники ВОВ и труженики тыла на сумму 137,0 тыс. тенге.

SWOT – анализ:

^ Сильные стороны:

-cнижение численности обратившихся за ГАСП в 1,3 раза и рост среднего размера выплат в 1,7 раза, свидетельствует об усилении индивидуальной адресной помощи.

-cнижение доли населения с доходами ниже черты бедности с 3% до 2,5 %.


^ Слабые стороны:

-доля населения с доходами ниже черты бедности превышает среднеобластной уровень в среднем на 0,6%.

-средний размер ГАСП больше среднеобластной величины в среднем на 61 тенге.

-средний размер жилищной помощи больше от среднеобластной величины в среднем на 26 тенге.

^ Угрозы:

-недостаточная активность и иждивенческая ориентация получателей ГАСП.

Возможности:

-применение активных форм занятости, таких как трудоустройство на постоянные или временные работы, направление на профессиональную подготовку и переподготовку, общественные работы, создание социальных рабочих мест, а также разработка региональных программ по выводу малообеспеченных безработных из «пула» бедности.

-рост реальных доходов населения.

-активизация деятельности НПО в секторе социальных услуг.

За 2009 год в отдел занятости по вопросам трудоустройства обратилось 647 человек по сравнению с 2007 годом больше на 3% (628 чел.), из них трудоустроено – 369 человек. Уровень трудоустройства из числа обратившихся в органы занятости

в 2007 году составила 67,5%, в 2009 году – 57%. (рис.20)



Рис.20

Количество зарегистрированных безработных в органах занятости по состоянию на 1 января 2010 года составило 195 человек, что на 31,6% меньше, чем на начало 2007 года. Доля зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения по сравнению с 2007 годом снизилась на 0,4 процентных пункта и составила за 2009 год 0,9 % .

Основными направлениями в работе по оказанию содействия занятости безработных и незанятых граждан, отнесенных к целевым группам, в том числе репатриантов, будут: информационное обеспечение о ситуации на рынке труда и комплексе предоставляемых услуг, оказание содействия в трудоустройстве, профессиональная подготовка и переподготовка, переобучение и повышение квалификации безработных, временная занятость: общественные оплачиваемые работы, трудоустройство на социальные рабочие места и молодежную практику.

В 2009 году создано рабочих мест 222, что на 21 мест больше чем в 2007 году. Направлены на оплачиваемые общественные работы 455 человек, что на 28 человек меньше по сравнению с 2007 годом (483 чел.). На социальные рабочие места направлены 149 человек по сравнению с 2007 годом больше на 5 человек, профессиональное обучение прошли в 2009 году 31 человек, что по сравнению с 2007 годом больше на 1 человека. В молодежной практике приняли участие 8 человек, в 2007 году – 7 человек.

В целях социальной защиты работников предприятий и организаций ведется работа по заключению коллективных договоров. В 2009 году охват коллективными договорами составил 77,1%, что превышает на 12,7% по сравнению с 2007 годом. Это достигнуто путем перезаключения коллективных договоров на новые сроки и проведением работы с предприятиями, не заключившими договора.(рис.21)




Рис.21


Для выявления сильных и слабых сторон был проведен анализ:

^ Сильные стороны:

- численность занятого населения выросла на 4,3% или 812 человек;

- развивается социальное партнерство, действует трехстороннее Соглашение между акиматом, объединением профсоюзов сельского хозяйства и объединением работодателей района, увеличилось количество предприятий, подписавших коллективные договора. Из 144 действующих предприятий 111 заключили коллективные договора.

- подготовлены проекты по выводу малообеспеченных безработных из пула бедности. Количество малообеспеченных снизилось на 6,2%.


^ Слабые стороны:

-дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, предложение рабочей силы не соответствует спросу;

-отсутствие механизма определения потребности экономики в кадрах приводит к тому, что в настоящее время прогнозирование – это сбор и обобщение информации о потребности в кадрах на предприятиях;

Угрозы:

-ограничение возможностей по трудоустройству безработных вследствие сокращения

числа свободных рабочих мест на предприятиях и государственном секторе.

Возможности:

-совершенствование программ профессиональной подготовки и переподготовки

безработного населения, в соответствии с требованиями, предъявляемыми

аботодателями;

-расширение спектра государственных активных программ содействия занятости населения;

-содействие развитию предпринимательской инициативы безработных граждан путем выдачи кредитов.

^ 2.2.2.6. Развитие языков.

Развитие района в сфере языковой политики направлено на формирование национальной идентичности, эффективного информационного сопровождения государственной языковой политики, укрепления общественной стабильности и межнационального согласия.

На сегодняшний день в районе функционирует 29 общеобразовательных школ, число учащихся 6614 учеников, из них 187 учащихся - обучаются на русском языке. Дошкольных учреждений – 5, число воспитанников 365 детей , из них 16 русскоязычные.

Количество опубликованных материалов в районной газете, касающихся государственной языковой политики в 2007 году составило - 25, в 2010 году – 52. В сравнении с начальным периодом рост количество матералов составил 27.

В районе выходит одна районная газета «Достык» на казахском языке. Делопроизводство в государственных органах ведется на государственном языке. Так, если в начале 2007 года доля казахского языка в общем документообороте составляла 55 %, то в 2010 году составляет 96 %.

Уровень реализации потенциала государственного языка во всех сферах общественной жизни достаточен.

Согласно действующему законодательству, наравне с государственным языком во всех сферах общественной жизни официально употребляется русский язык. Сохраняются и развиваются общекультурные функции русского языка.

Также создаются условия для изучения английского языка. При школе изучают английский язык в 2 группах 37 слушателя.


^ Сильные стороны:

- активно реализуется процесс ведения делопроизводства на государственном языке;

- расширяется сфера применения государственного языка при сохранении языкового многообразия;

^ Слабые стороны:

- отсутствуют единые стандарты обучению государственному языку;

- недостаточная нормативно-правовая обеспеченность языковой сферы.

Возможности:

- повышение роли государственного языка как главного фактора духовного и национального единства населения района;

- внедрение государственного языка в социально-коммуникативное пространство при сохранении языкового многообразия;

- развитие лингвистического капитала казахстанцев.

Угрозы:

- наличие правовых пробелов в сфере применения государственного языка;

- возможность снижения языковой культуры населения.


^ 2.2.2.7. Внутренняя политика.

Основными приоритетами внутренней политики являются: укрепление государственности, развитие демократии и поддержка институтов гражданского общества, обеспечение общественной стабильности, межэтнического и межконфессионального согласия, реализация государственной молодёжной политики, формирование социального оптимизма жителей.

Проводится комплекс мероприятий, направленных на укрепление общественно-политической стабильности, межнационального и межконфессионального согласия, повышение доверия населения к государственным органам, развитие демократических процессов.

В районе зарегистрированы филиалы 4 политических партий и представительство 1 республиканской общественно-политической организации.

Активным институтом гражданского общества являются профсоюзы. В районе работает 4 отраслевых организаций.

Функционирует трехсторонняя комиссия по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений.

Зарегистрировано 6 неправительственных организаций, в том числе 1 молодежная.

Достижению намеченных целей способствует информационно-пропагандистское обеспечение реализации основных задач социально-экономического и общественно-политического развития района. Данную работу в районе проводят 40 информационно-разъяснительных групп. Ими с начала 2010 года проведено свыше трехсот встреч, «круглых столов», семинаров, с охватом населения более 21 тысяч человек.

Объем финансирования государственной информационной политики ежегодно увеличивается: в 2008 году он составил 2,548 млн. тенге, в 2009 году – 3 млн. тенге в 2010 г. – 5,408 млн. тенге.

Работает несколько консультативно-совещательных органов (Советы по взаимодействию с НПО, Совет общественности, др.) и диалоговых площадок («Круглый стол» «Пікірталас», и др.).

Большое внимание уделяется анализу деятельности религиозных объединений, которых насчитывается 11.

В сфере молодежной политики ведущим приоритетом является формирование интеллектуальной и духовно-нравственной личности, способной обеспечить будущее развитие страны.

Объем финансирования на реализацию государственной молодежной политики из местного бюджета составил в 2008 г. – 250 тыс. тенге, 2009 г. – 335 тыс. тенге, 2010 г. – 500 тыс. тенге.

Для оценки состояния внутренней политики проведен SWOT-анализ:

^ Сильные стороны:

- существляется мониторинг общественно-политической ситуации, деятельности политических партий и других институтов гражданского общества;

- обеспечена активная работа диалоговых площадок с участием институтов гражданского общества;

- с февраля 2010 года увеличен формат районной газеты «Досты» с А4 на А 3, газета стала печататься в областном центре, с октября 2010 года издается 2 раза в неделю

^ Слабые стороны:

- низкий уровень работы неправительственных организаций в сельских округах.

Возможности:

- усиление информационно-разъяснительной работы среди населения;

- оказание методической помощи НПО, работающим в сельских регионах.


^ 2.2.2.8.Общественная безопасность и правопорядок.

Оперативная обстановка в районе нестабильная. Уровень преступности за период с 2007 года по 2009 год на 1 тысяч населения возрос с 3,5 до 4,0 преступлений.

В целях стабилизации и оздоровления криминальной ситуации Отделом внутренних дел принимались управленческие решения. Однако, принятыми мерами снижения преступности не достигнуто. Наблюдается тенденция увеличения зарегистрированных преступлений.

Так, в 2009 году в сравнении с 2007 годом более чем на 16,6% возросло количество общеуголовных преступлений. На 66,7% больше совершено особо тяжких видов преступлений, в том числе умышленных убийств - на 66,7%, и краж чужого имущества - на 42,8%. В то же время принятыми мерами по стабилизации и оздоровлению криминальной ситуаций ОВД удалось добиться снижения преступлений по тяжким видам на 20%, по умышленным причинениям тяжкого вреда здоровью - на 14,8%, преступления совершенные ранее судимыми - на 42,9% (см. рис. 22)



Рис.22

Анализ оперативной обстановки показывает, что наряду с принятием мер уго­ловного преследования, назрела необходимость совершенствования системы обес­печения правопорядка и общественной безопасности, создания целостной системы профилактики правонарушений.

За анализируемый период 2007-2009 года наблюдается снижение преступлений, совершаемых в общественных местах, в том числе на улицах, являющихся индикатором состояния общественного порядка и общественной безопасности.

Для решения данного вопроса необходимо укрепление патрульно-постовой службы, увеличение численности автопатрулей, передвижных и стационарных пунктов полиции, оснащение их компьютерной техникой с доступом к единому банку данных.

Нестабильной остается количество подростковой преступности. Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними увеличился с 3,8 % в 2007 году до 8,3% в 2009 году.

Необходимо продолжить развитие института «школьных» инспекторов полиции, это позволит предметно заниматься ранней профилактикой правонарушений среди учащихся.

Требует дальнейшего развития работа по привлечению граждан и неправительственных организаций в профилактику правонарушений, профилактики фактов продажи алкогольных напитков и табачной продукции несовершеннолетним, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Сложной остается обстановка с аварийностью на дорогах района. Их причиной является рост парка автотранспортных средств, несоответствие дорог интенсивности движения, низкое качество подготовки и уровень дисциплины водителей. Для нормализации обстановки необходимо применение современных технических средств контроля и регулирования дорожного движения. Решение данных вопросов позволит добиться сокращения количества ДТП ежегодно на 2-3% (см.рис.23).

^ Динамика изменения количества совершенных ДТП, погибших

и раненых за 2007 – 2009 годы

Рис.23

Существенного совершенствования, в том числе и на законодательном уровне, требует организация подходов к формированию общегосударственной системы антинаркотической пропаганды. В этой связи необходимо принятие комплекса действенных информационно-пропагандистских мер с использованием потенциала всех государственных органов и средств массовой информации

Практически во всех сельских округах опорные пункты полиции расположены в административных зданиях местных исполнительных органов (акиматах), в связи с чем не имеют отдельного входа в опорные пункты полиции. Необходимо дополнительное выделение денежных средств для реконструкции опорных пунктов и установки отдельных входов и оборудования отдельной линией телефонной связи из средств местного бюджета.

Для выявления сильных и слабых сторон проведен SWOT-анализ

^ Сильные стороны

- созданы условия по защите прав и свобод, законных интересов граждан;

- уточнены конкретные субъекты профилактики правонарушений и обес­печение их взаимодействия.

- согласованы формы взаимодействия с гражданами и организациями, уча­ствующих в охране общественного порядка и профилактике правонарушений.

^ Слабые стороны

- недостаточность мер по профилактике правонарушений в семейно-бытовой сфере, среди лиц, состоящих на учете в ОВД;

- нерешенность проблем бытового пьянства, профилактики алкоголизма и наркомании;

- недостаточный уровень социальной адаптации и реабилитации лиц, на­ходящихся в трудной жизненной ситуации;

- неукомплектованность органов внутренних дел до норм положенности, необеспеченность некоторых участковых инспекторов полиции опорными пунктами полиции и необходимость реконструкции действующих.

Возможности

- совершенствование системы профилактики правонарушений;

- принятие своевременных мер по предупреждению роста количества пра­вонарушений и преступлений;

- повышение координации деятельности субъектов профилактики

Угрозы

- географическое расположение района создает условия для транзита нар­котических средств в Россию и европейские государства;

- в условиях функционирования Таможенного союза и будущего единого экономического пространства определенную угрозу представляют действия преступных группировок с транснациональными связями;


^ 2.2.2.9 Архивное дело

Анализ развития архивного дела в районе за последние годы показывает удовлетворительное состояние функционирования архивной сферы.

В системе архива работают 15 человек, из них 7,5 – специалисты-архивисты.

По состоянию на 1 января 2010 года насчитывается 136 учреждений, организаций, предприятий – источников комплектования. Объем архивного фонда на 1 января 2010 года 81832 единиц хранения.

Продолжается работа по передаче документов с истёкшими сроками ведомственного хранения на государственное хранение. За 2010-2015 годы планируется принять на государственное хранение на всех видах ностителей более 4500 дел. В то же время наблюдается несоответствие между ростом объёмов поступающей на государственное хранение документов и динамикой роста кадрового потенциала отрасли. При увеличении архивного фонда количество сотрудников остаётся на прежнем уровне.

Для обеспечения сохранности документов необходимо специализированное помещение на 200 тыс. единиц хранения.

Решение обозначенных проблем вопросов позволило бы приблизиться к идеальной модели архивного дела и систем документации и эффективному функционированию архивной отрасли.

^ Сильные стороны :

-государственный архив района подключен к Единой транспортной сети государственных органов (выход на Интернет портал, официальный сайт акима области, портал представительной власти, Центр Электронных Услуг), активно работает Web-страница архива на сайте «Архивная служба Восточно-Казахстанской области».


^ Слабые стороны:

-низкая степень развития инфраструктуры архивной сферы, выражающаяся в несовершенстве нормативно-правовой базы, дефиците квалифицированных специалистов в области архивного дела;

-несоответствие между растущим объемом хранимой государственными архивами документации и площадью архивохранилищ;

-недостаточный уровень изучения, развития и популяризации документального наследия народа Казахстана;

Возможности:

-предоставление электронных услуг, увеличение объема Национального архивного фонда в цифровом формате, расширение доступа граждан к архивной информации.

Угрозы:

-неэффективная работа местных исполнительных органов в сфере архивной деятельности, отток кадров из местных исполнительных органов.


^ 2.2.3.Инфраструктурный комплекс

Анализ текущей ситуации

Инфраструктурный комплекс Зайсанского района представлен сферами элекроснабжения, водоснабжения, дорожной отрасли, водоотведения, транспорта, телекоммуникации, почтовой связи, благоустройства.

Развитие инфраструктурного комплекса будет направлена на обеспечение потребности экономики и населению в перечисленных услугах.

Государственный жилищный фонд по району составляет 312,394 тыс.м2.

Количество многоквартирных жилых домов 67, площадью 41,0 тыс. м2, количество квартир в них 839. Подлежат капитальному ремонту 15 домов с общей площадью 22,0 тыс. кв.м, затраты на капитальный ремонт составляют – 340 млн.тенге, в том числе : на капитальный ремонт кровли - 80 млн тенге, где предусмотрено отремонтировать 2,5 тыс кв м; на ремонт фундаментов – 25 млн. тенге ; наружные стены – 65 млн.тенге; инженерные коммуникации 160 млн.тенге и на прочие работы 10 млн. тенге.

В 2010 году в г. Зайсан сдано в эксплуатацию арендный 60 квартирный жилой дом. За счет республиканского бюджета сметной стоимостью 240 млн.тенге разрабатывается ПСД второго 60-ти квартирного жилого дома в г. Зайсан.

Одной из проблемных вопросов благоустройства для районов является содержание мест для ТБО. Нет специальных предприятий для сбора и вывоза твердо-бытовых отходов.

Специально отведенное место имеется в основном только в районном центре. В остальных населенных пунктах имеются организованные свалки для твердо-бытовых отходов, на которых периодически проводится буртовка и рекультивация мусора крестьянскими хозяйствами.

Для улучшения обеспечения населения района качественными коммунальными услугами и нормальной работы коммунальных предприятий необходимо:

- обеспечить динамику роста мероприятий, направленных на благоустройство и озеленение, с целью улучшения внешнего облика населенных пунктов;

- утвердить проект программу развития объектов инженерной инфраструктуры района на 2011-2015 годы и рассмотреть вопрос о выделении средств на ее реализацию из областного бюджета;

- с целью улучшения работы коммунальных службы предприятия «КМГП Зайсан» «КМГП «Зайсан-Тазалы» и проработать вопрос усиления материально-технической базы в части приобретения спецтехники, а также рассмотреть вопрос по внедрению в производство ресурсосберегающих новых технологий;

На территории района имеется 488,5 км улиц и дорог, 5 парков, 5 скверов.

Для повышения уровня благоустройства и поддержания должного санитарного состояния населенных пунктов района, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в весенний и осенний период ежегодно проводятся мероприятия по благоустройству и озеленению территорий, в соответствии с которыми проводятся работы по очистке улиц и дорог, территорий парков, площадей, дворовых территории жилых домов объектов кондоминиумов, территорий школ и учреждений культуры. Приводятся в удовлетворительное состояние места, отведенные для утилизации твердых бытовых отходов, ликвидируются несанкционированные свалки, а также выполняются работы по озеленению. Ежегодно в среднем по району высаживается более 17,0 тыс. саженцев деревьев

В городе отсутствуют очистные сооружения и канализационная система. Сточные воды от двух жилых микрорайонов, войсковой части и центральной больницы сбрасывается в примитивные ямы-накопители в четырех разных местных города, загрязняя тем самым окружающую среду и причиняя ущерб здоровью населения.

На строительство канализационных сетей в г.Зайсан. разрабатывается ПСД с капитальным затратом на проект 19,9 млн.тенге.


2.2.3.1.Электроснабжение

В настоящее время основным поставщиком электроэнергий является АО «ВК РЭК», в состав которого входят только распределительные электрические сети разного класса напряжения. Техническое состояние удовлетворительное.

Электроснабжение населения, предприятий и учреждений района осуществляет Зайсанский РЭС южного региона ВКО участки ТОО «Шыгыс энерготрейд».

Протяженность электрических стей ВЛ-110 кВ-139,5 км, ВЛ-35кВ-169,4км, ВЛ-10кВ-594,9км, ВЛ-0,4кВ-385 км, всего 1288 км.

Транзит электроэнергии годовой-25944 тыс. кВТ/час, за месяц-2162 тыс. кВТ/час. В настоящее время основным поставщиком электроэнергий является АО «ВК РЭК», в состав которого входят распределительные электрические сети разного класса напряжения. Техническое состояние удовлетворительное.

На территории района находится Уйденинская ГЭС, мощностью 1,8 мгвт/час. После землетрясения 1990 года вышли из строя линии электропередач, снабжающие население сел Сарчи и Талды, где проживают менее 50 человек..

Оценка сложившейся ситуации показывает:


^ Слабые стороны:

-высокая степень изношенности электрических сетей;

-зависимость от поставок электроэнергии.

Угрозы:

-снижение качества энергообеспечения потребителей района в связи с износом.

2.2.3.2.Водоснабжение


В Зайсанском районе из 37 населенных пунктов в 7 населенных пунктах имеются поселковые централизованные водопроводы, которые питаются из глубоководных водозаборных скважин, 28 населенных пунктов снабжаются питьевой водой из местных источников с частных дворовых колонок, 2 - с открытых водоемов (река, родники).

Водопроводные сети и сооружения в городе Зайсан находятся на балансе КМГП «Зайсан», остальные на балансе акимов сельских округов, которые проводят все необходимые мероприятия по содержанию и эксплуатации водопроводных сетей.


Информация

об обеспеченности населения района централизованным водоснабжением и протяженности сетей за 2007-2009 годы

Таб.14

^ Обеспеченность водой, %

Протяженность водопроводных сетей всего, км

из них нуждаются в замене

2007 год

2008 год

2009 год

всего, км

в % к общей протяженности

61,5

62,2

62,8

205

143,5

70%,



^ Динамика изменения объема освоенных средств бюджета

в рамках Программы «Питьевые воды»

Таб.15




2007-2009

2007

2008

2009

Всего,
Просмотров: 361 | Добавил: tening | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0